Формирование универсальных учебных действий у младших школьников (на материале курса «мир фантазии»)

         Как часто мы слышим, что современные дети «другие», не такие, как раньше. Для учителя, имеющего большой стаж работы в школе очевидно, что ученики изменились, так как изменилась социальная ситуация развития детей. Резко возросла их информированность при том, что современные дети относительно мало читают; наблюдается ограниченность общения современных детей со сверстниками, хотя они более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира; происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа при поляризации детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы[5, с. 3-5].
         Эти изменения носят как положительный, так и отрицательный характер. Радует большая информированность и эрудированность современных детей, которых академик А.М.Кондаков в своих выступлениях называет «информационными акселератами», их стремление к отстаиванию своего мнения. Однако информация, которой владеют обучающиеся, часто бессистемна, чрезмерна и не рассчитана на их возрастные и психологические особенности. У многих школьников наблюдается снижение доверия к окружающим, ребята чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности. Вместе с тем значительная часть школьников стремится рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала, требует эмоциональной привлекательности учебного процесса и правильно организованной системы оценки их достижений.
Готова ли школа к работе с современным ребенком? В последнее время мы все чаще слышали о том, что школа превратилась в «фабрику передачи знаний», в образовании в основном используются «технология ответа без вопроса», «монолог взрослых» и «авторитарный стиль» [3].
С введением нового федерального государственного образовательного стандарта требования к результатам деятельности школы значительно повысились. Стандарт включает в себя требования не только к предметным, но и к личностным, метапредметным результатам. Современный ученик за четыре года, проведенные в стенах начальной школы, должен прежде всего овладеть умением учиться, необходимым для всей последующей жизни. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Они представляют собой «совокупность способов действия учащегося  (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [4, с.27].
         Формирование УУД предполагает использование идей педагогики развивающего обучения, в котором сформулирована необходимость осуществления перехода от информационно-объяснительного обучения школьников к деятельностному, развивающему. Это предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил – пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с учителем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».  
Многолетний опыт работы в начальной школе показывает, что на уроках много внимания уделяется развитию интеллекта. В то же время исследования психологов доказали, что развитие левого полушария, отвечающего за интеллект,  более интенсивно происходит в подростковом возрасте. Обучающиеся в начальной школе по своей природе, в основном, правополушарны. У них лучше развито наглядно-образное мышление, возможности которого недостаточно используются на уроках. Важную роль играет также организация творческой деятельности, так как именно она, как писал Л.С. Выготский, делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [1, с. 5].
Поэтому возник вопрос о необходимости обоснования системы приемов развития творческого мышления и включения их в  работу не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Так появился междисциплинарный курс «Мир фантазии». Данный курс имеет прочную научно-методическую основу. Изучение передового опыта лучших школ страны привели к идеям технологии «ИнтеллекТ», разработанной и применяемой в Ломоносовской школе г.Москвы. Анализ технологий, разрабатываемых в ведущих научных  лабораториях страны, показал, что в начальной школе можно использовать элементы информационно-коммуникационной технологии, технологию понимания текста (авторы Г.Г.Граник и О.В.Соболева), технологию критического мышления, идеи ТРИЗ-педагогики (теории решения изобретательских задач). Это позволяет перестроить урок и внеурочную деятельность с позиции формирования УУД.  
При разработке программы курса «Мир фантазии» были переработаны материалы из пособий знатока приемов фантазирования Дж.Родари и автора  многих публикаций по ТРИЗ-педагогике С.Гин [2]. Эпиграфом программы можно считать слова Дж.Родари: «Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать» [6].
Целью курса является развитие наглядно-образного мышления младших школьников,  основ их творческого мышления. Для проведения занятий отбирался материал, позволяющий быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: литературных (сочинение сказок, загадок, рассказов), работ, связанных с другими областями творческой деятельности. Например, в результате одного из занятий появились рассказы с использованием метафор.
Мой день

             Меня будит настольный петух. Я встаю с васильковой поляны, иду к роднику и умываюсь. Потом включаю гейзер, чтобы заварить амврозию. Достаю из вечной мерзлоты колбасу с сыром, режу батон и делаю пищу богов. Одеваюсь, беру непомерную ношу и отправляюсь в дом знаний. Здесь с собратьями по разуму грызу гранит науки. (Черников М. 4 класс)

         Урок «Мир фантазии» проводится 1 раз в неделю как занятие по интересам (можно тарифицировать из часов дополнительного образования или внеурочной деятельности) с детьми различного уровня подготовки. Возраст тоже может быть разным. Оптимальный вариант – это работа с третьеклассниками. В других классах материал нужно варьировать по сложности.
         Планирование составлено таким образом, что темы образуют логическую последовательность, материал одних уроков является опорой для следующих.
С точки зрения построения каждого занятия можно предложить использовать базовый дидактический цикл, характерный для развивающего обучения и состоящий из трех этапов (стадий):                                               

 

I фаза. Вызов (пробуждение на базе имеющихся знаний интереса к получению новой информации);

 

II фаза. Рождение нового знания (получение новой информации);

 

III фаза. Рефлексия (осмысление нового знания).

 

         При создании конспектов занятий на каждом этапе используются возможности современных технологий. Рассмотрим некоторые из них на примере занятия по теме «Прогнозирование и фантазирование».

 

         На первой стадии используемые технологии предлагают много вариантов пробуждения мотивации: «Кластер», «Загадка», «Отсроченная догадка», «Мозговой штурм», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Театрализация», «Интеллектуальная разминка», «Задачи «Да-нетки»».  Интересно следить за развитием детской наблюдательности, познавательной активности во время размышления над решением задач «Да-неток». Учитель дает задачу-ситуацию, дети должны решить ее, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет».

 

         Примеры задач:

 

У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Всё это происходило на глазах у полицейского, который почему-то не посчитал нужным вмешаться. Почему?

 

Ответ: Дама шла пешком

 

Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счётом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть?

 

Ответ: Играли женские команды, все мячи были заброшены баскетболистКами.

 

        

 

На стадии вызова можно поиграть в интеллектуальное «Поле чудес». Право назвать номер открываемой буквы получает тот, кто дает правильный ответ.

 

Предлагаемые вопросы для разминки из занятия «Фантазирование и прогнозирование»:

 

1) Под каким деревом заяц прячется во время дождя? (под мокрым)

 

2) Как по-английски вытирать пыль? (тряпкой, так же, как и по-русски)

 

3) Кто ходит сидя?(шахматист)

 

4) Может ли курица назвать себя птицей?(нет, она не умеет говорить)

 

5) Что находится посередине Земли? (буква «м»)

 

6) Что бывает в пустом кармане? (дыра)

 

7) Пошли в лес 2 девочки, а навстречу им 3 мальчика. Сколько детей идет в лес?(2 девочки)

 

8) Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько времени проспит профессор?(один час)

 

9) Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько осталось? (две)

 

10) Шли 3 чудака, нашли 3 пятака. За ними пятеро идут. Сколько они найдут?(неизвестно, но, наверное, ничего)

 

         Обучающиеся отвечают на вопросы и называют номера буквы, которую хотели бы открыть. По открывшимся буквам они как можно раньше пытаются угадать слово «прогноз». Дети следят за тем, чтобы не срабатывала «психологическая инерция» (не доверяют первым ответам, приходящим в голову).

 

         При правильной организации работы на первой стадии ученики уходят от стандартного мышления, учатся приемам точного понимания предъявляемой информации, пытаются избавиться от «психологической инерции», настраиваются на творческий подход при открытии нового знания.

 

На втором этапе главной задачей является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.  Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.  Рассмотрим отдельные пункты второго этапа с этой точки зрения.

 

 

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Актуализация знаний об изучаемом понятии (тезаурусе).

- Знакомо ли вам слово «прогноз»? Где вы его слышали?

 

 

А звучит ли это слово на уроках? В каких ситуациях?

 

 

 

 

2. Развивающее задание технологии «ИнтеллекТ».

- Сегодня мы рассмотрим прием прогнозирования глубже, но вначале давайте подготовимся. Что мы будем развивать?

- Зачем оно нам нужно? В чем поможет развитое мышление в жизни? В школе?

 

 

 

- У вас все получится. Внимательно посмотрите на строки и столбцы. Вместо знака «?» назовите подходящие по смыслу слова. Обоснуйте свой ответ, поняв закономерность расположения строк и столбцов.

 

 

 

 

 

- Проверьте себя по ключу. На что необходимо обратить внимание?

 

 

 

 

 

 

 

3. Установление соответствия  между предметами.

- Люди всегда мечтали о будущем. И сейчас есть немало предметов, которые раньше были только фантазией.

- Установите соответствие современных реальных и сказочных предметов.

 

4. Обобщение и моделирование логической цепочки

- Что мы можем сказать о связи прошлого, настоящего и будущего?

 

5. Сообщение темы и целей урока.

-Тема нашего занятия «Прогнозирование и фантазирование». Как она соединяется с понятиями «прошлое-настоящее-будущее»? Попробуйте сформулировать, чем мы будем заниматься.

 

 

6. Открытие нового знания:

А) Секреты прогнозирования

- Попробуйте понять и расшифровать образ и озвучить секреты прогнозирования.

Секреты прогнозирования:

1) Прогнозы оправдываются и не оправдываются.

2) Чем больше прогнозов, тем больше возможностей для появления нового.

3) Прогноз не должен быть один, иначе это установка (должно быть так и никак иначе).

Б) Алгоритм прогнозирования

- Вы узнали секреты и, наверное, готовы к работе. Попробуйте придумать, какой станет школа в будущем.

 

- Почему же получается неинтересно, стандартно? Мы забыли о главном секрете фантазирования: нельзя «просто» выдумывать. Такой ход мысли похож на блуждание. Его нужно направить. Существует алгоритм прогнозирования.

Работаем в тетради. Записываем первый шаг: выбранный объект для усовершенствования и его функция.

Второй шаг алгоритма: анализ, что хорошего и что плохого есть в этом объекте.

 

Третий шаг алгоритма: объект в будущем (используем положительные стороны, а отрицательные убираем).

В) Уровни прогноза

- Мы вышли только на первый уровень прогноза. Но можно подняться и выше.

Демонстрируются три уровня прогнозирования.

1-й уровень: объект без отрицательных свойств.

2-й уровень: объекта нет, его функция выполняется.

3-й уровень: объекта нет, и его функция не нужна.

 

 

Ребята вспоминают, где они слышали это слово: существует прогноз погоды, спорта, в государстве есть финансовый прогноз и т.д.

- Да, прием прогнозирования мы используем при изучении новой темы на многих уроках: литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир и т.д.

 

 

 

Ребята читают заголовок: «мышление».

 

Дети в обобщенном виде говорят о необходимости развитого мышления, приводят конкретные примеры его использования в жизни и на уроках.

 

Обучающиеся, разобрав таблицу, объясняют, что в первой строке находятся летательные аппараты,  во второй строке – летающие живые объекты; в первом столбце – из прошлого, во втором – из настоящего, а в третьем – из будущего и дают следующие заголовки столбцам: «прошлое», «настоящее», «будущее».

 

Ребята задумываются о том, можно ли и нужно ли, чтобы в будущем появился новый вид летающих животных, понимают, что в природе все взаимосвязано, и появление нового вида может нарушить равновесие в природе. Но одновременно им становится интересно помечтать о будущем и его изобретениях.

 

 

Обучающиеся по функциональным особенностям предметов соединяют дудку-самогудку и магнитофон, ковер-самолет и самолет, яблочко на тарелочке и телевизор.

 

Ребята выстраивают логическую цепочку непрерывности перехода из прошлого в настоящее, из настоящего  

 

 

 

Обучающиеся объясняют на основе полученных знаний, что переход из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее в истории человечества был связан с приемом прогнозирования, формулируют, что бы они хотели узнать об это приеме.

 

 

Дети рассматривают картинку и выдвигают свои версии, формулируют каждый секрет, проверяют свои предположения на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

Обучающиеся высказывают стандартные, общеизвестные версии школы будущего (срабатывает «психологическая инерция»)

 

 

 

 

 

 

Ребята записывают: школа нужна, чтобы учить людей.

 

Дети записывают в правый столбик положительные стороны объекта, а в левый – отрицательные.

Обучающиеся составляют образ школы будущего, опираясь на записи в тетради.

        

 

На этом занятии очень интересно проходит работа с образами – это  не просто интересный момент, переключение внимания, но и еще одна возможность развития творческого мышления. Ребята открывали «секреты прогнозов», пытаясь расшифровать каждый из образов.

 

Фаза  рефлексии - это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она  становится основной целью деятельности обучающихся и учителя.

 

         В процессе работы на каждом этапе происходит постепенное развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Но именно на третьем этапе из действий и слов ребят становится понятно, что дала им работа с приемами фантазирования. Во время обсуждения рисунков на тему «Школа будущего» ребята «защищают» свои работы и пытаются определить не только уровень своих работ, но и демонстрируют уровень своих УУД. При этом четко прослеживается развитие личностных УУД: самоопределение, обеспечивающее личностный моральный выбор, нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного содержания исходя из социальных и личностных ценностей); регулятивных:коррекция – внесение дополнений и корректив  в результат деятельности учителем, обучающимися, товарищами,

 

оценка  осознание качества и уровня усвоения, результатов работы; познавательных: общеучебных - структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, логических – сравнение и классификация объектов, синтез – составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство; коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.

 

         В результате работы с различными приемами фантазирования рождается не только новое знание, но и готовые творческие продукты ребят: рассказы, сказки, загадки, рисунки воображаемых животных и неживых предметов. Эти творческие работы детей нельзя оставлять без оценки. Можно выслушать их в классе, а можно участвовать в творческих конкурсах различного уровня, в том числе через Интернет.

 

Мы с ребятами не раз становились победителями и призерами международных интеллектуальных конкурсов («Русский медвежонок», «Золотое руно», «Человек и Природа», «Кенгуру»); конкурса «Презентация к уроку» фестиваля педагогических идей «Открытый урок»; конкурса «Учебный проект» фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября»; детской международной творческой олимпиады «KIDOLIMP» в составе команды «Планета творчества» в номинациях «Художественная проза», «Публицистика»; «Носовских чтений», проводимых Курской областной библиотекой для детей и юношества; конкурса «Зеленая планета» Курского областного эколого-биологического центра. Работы обучающихся напечатаны в областной газете «Курская быль» и в гимназической газете «Переменка».

 

Вот одна из таких работ, призер детской международной творческой олимпиады «KIDOLIMP» в номинации «Художественная проза»:

 

Дроздик

 

            Напротив нашего окна растут две рябинки. Осенью они становятся яркими, нарядными, и их ветви прогибаются под тяжестью красных ягод. Так и хочется сорвать кисточку, чтобы сделать бусы или просто подержать в руке красивые ягодки. Мама говорит, что не надо рвать много, а то не хватит птицам на зиму. Но какие здесь птицы? Сразу за рябинками – проезжая часть. Иногда прилетают голуби и вороны, но они найдут около человеческого жилья что-нибудь повкуснее. 

 

            Эта зима выдалась суровая. К февралю ягоды на деревьях превратились в чёрные твёрдые комочки. Однажды мы выглянули в окно и увидели, что рябинки просто облеплены птицами. Это прилетели дрозды-рябинники. Они весело перепархивали с ветки на ветку, суетились и дружно взлетали, когда мимо проезжала машина. Какие же они красивые! Грудки пёстрые, хвосты веером. Ягоды исчезали на глазах. Сначала опустели верхушки, а потом деревца стали совсем голыми. Дрозды улетели, не оставив на ветках ни ягодки.

 

            Грустно без птиц за окном… Мы с мамой часто смотрели в окно в надежде ещё раз увидеть полюбившихся пернатых гостей. И вот однажды заметили одинокого дрозда. Он прыгал около дороги, выклёвывая из снега замёрзшие ягоды. Почему он остался один? Отстал? Может быть, он не может летать? Нет, испугавшись пробегавшей мимо собаки, дроздик вспорхнул на дерево.

 

            Уже больше недели птичка прилетает к нашей рябинке и клюёт сухие ягоды. Мы бросаем под дерево крупу и семечки, волнуемся, если «наш» дроздик долго не появляется. Где он? Не попался ли кошке?

 

            Теперь мне понятно, что каждое деревце рябины – это птичий запас, а иногда и спасение. Надо побольше посадить таких деревьев – кладовок, чтобы пернатым было куда прилетать голодной зимой. Пора и о птичьих домах подумать. Кто же им поможет, если не мы? (Саибназарова Даяна, 3 класс)

 

        

 

Таким образом, работа по формированию приемов фантазирования  обеспечивает развитие познавательной мотивации и интересов детей, готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, закладывает основы нравственного поведения, определяющего отношения с обществом и окружающими людьми, то есть способствует формированию универсальных учебных действий на начальном этапе обучения в школе.

 

 

 

Литература:

 

1.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

 

2.     Гин С.И. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2007.

 

3.     Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение, 2011.

 

4.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли / Под. ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

 

5.     Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2008.

 

6.     Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс,1978.

 

 
Наверх